Про село Страбычево
Давным-давно, много сотен лет назад село Страбичево, растянувшееся вдоль шоссейной дороги Мукачево — Чоп, было не на том месте, где теперь, и не называлось еще таким именем.
Его основатели первый раз поселились на Селище, в нескольких километрах к западу солнца. Урочище Поселок лежит на холме. До первой мировой войны было покрыто большим дубовым лесом. Здесь первые поселенцы поставили себе хижины, ловили зверей, держали домашний скот и занимались земледелием. С одной стороны Поселка и теперь еще можно увидеть овраг, что когда-то был наполнен водой, давал людям и скоту воду, рыбу.
Земля здесь благодатная, плодородная, песчаная.
Когда после войны в 1919 году люди лес срубили и начали корчевать пни, а дальше землю пахать, на многих местах откопали пожарища, хозяйственные орудия, черепки.
Это были следы бывшего поселка или поселения. А в окрестности нашли остатки оружия: наконечники копий, части поломанных сабель. Значит, на этом месте проходила война, стояла битва…
Долгие годы жили в Селище предки страбичевцев.
Раз их спокойной жизни пришел конец, потому что однажды море беглецов пронеслось мимо Поселка: старики, молодые, женщины, дети, на телегах, на лошадях, пешком — все плача бежали на юг…
— Что случилось?! -спрашивали их.
— Не спрашивайте нас, люди добрые, а бегите… Божья кара идет… Конец света наступил…
— Какая божья кара?!
— Через Карпаты перешли песиголовцы… Никого не щадят: ни малых детей, ни стариков. Убивают, жгут деревни, берут челядь в плен.
Здесь народ перепугался… Но спасать имение не было времени. Оставляли хижины, забрали на руки детей и погнали скот в соседние леса.
А кто остался в Селище — все погибли. Потому второго дня на заре песиголовцы налетели, как черная туча.
Дикая орда напала на Селище, людей избили, хижы сожгли, скот захватили.
И сим они не удовлетворились. Как узнали, что часть людей попряталась в соседних лесах, начали за ними охотиться. Айбо глубоко в чащу недосмивалы идти. И задумали обмануть народ, выманить его из леса обманом. Они уже знали язык, попрятались в коряги или вылезли на высокие дубы и звали:
— Дмитро, Петр, Иван! Марина, Лена, Поланьи! Уже ушла плохая вера.
И вдоволь было кому показать голову из кустов, как на него сразу нападали.
И крестьяне узнали за такое обманство и больше не показывались. В сожженый Поселок не хотели возвращаться, а додумались найти новое место. Ночью оставили свои лесные хижины и гнезда и перетягнулись на восток — в Верхний лес.
А песиголовцы некоторое время оставались в Селище, а как видели, что никого не появляется, никак достать хлеба, мяса, ушли на мадьярскую долину вслед за другими ордами.
И шли годы… Татары вернулись в Азию. А наши крестьяне постепенно привыкли к Верхнему селу.
Правда, старшую челядь очень манило в Поселок, хотели туда переселиться, но молодежь себя хорошо чувствовала на новом месте.
И так из года в год, из поколения в поколение жители Верхнего и забыли о своем горе, за песиголовцев, забыли и за старое село, только седые деды помнили Поселок, вспоминали, как сия стребило, и своим внукам рассказывали.
И злой рок не обошел и Верхнее. Так, как гром ударит с ясного неба, напала на новое село страшная болезнь. Народ гибнет, как мухи осенью.
Перепудились, переполошились люди, начали искать помощи. Но где найти? В то время врачей еще не было. Челядь хваталась и сего и того, айбо не помогало. Болячка делала — косила…
И была в верхних старая жена Лукачко. Она знала гадать, горшок метать, ребенка принять, от всякой болезни найти лекарство.
Лукачко советовала людям против болячки есть чеснок, и действительно, как люди начали чесноком лечиться, эпидемия постепенно утихла. Тогда Лукачко зазвала народ и сказала:
— Люди честные, челядь! Которые хотите живыми остаться, собирайтесь вон! Надо глядати новое место, иначе здесь все погинем!… Я сама первая иду с сего проклятого села!
Народ загучал, заговорил… Одни противились, другие слушали Лукачко. И село распалось на две части.
Лукачко забрала свою челядь, к ней присоединились единомышленники и двинулись в путь — на закат. Где-то посередине дороги между Верхним и Поселком сели отдохнуть; полюбилось им место и решили здесь остаться на все.
Между тем в верхнем болячка еще хуже начала косить народ. Страхе люди ночью схватили свои пожитки, детей, скот и пошли за Лукачко. И с радостью встретила их, потому что чем больше людей, тем легче жить, и не надо бояться, что разбойники нападут на такую дружную семью.
Так вскоре после того, как ся стребило и Верхнее село, на третьем месте начали строить хижины. И в память того, что народ очень много натерпелся, пропавшие Поселок и Верхнее, которые стребилы песиголовцы и болячка — новое село назвали Стребичевом.
Шли годы, десятилетия, века… Стребичево разрослось. Здесь уже сады, огороды появились, протянулась на целый километр улица, а посередине — церквушка, правда, еще деревянная.
Но не убежали и стребичивци от злой судьбы. Как когда-то на их предков в Вышнем напала болячка, так теперь к Стребичеву пришел непрошеный гость — холера.
Каждый день хоронили челядь: и старых, и молодых, мужчин, женщин…
Но сначала-то не по порядку ходила холера, то тут, то там хватала себе жертву, а дальше — как колядники, которые ходят по ряду от хижины к хижине …
Не оставляла ни одного двора. Как сейчас умерли челядь в одной хижине, то завтра — в соседской. И чаще всего умирали ночам. Днем и вечером еще здоровы, а рано лежат, как снопы …
Интересно то, что соседнее село Горонда недалеко от Стребичова, а там никто не умер холерой.
А в Стребичови действительно страшные дела происходили. Уже и деревище для мертвецов перестали делать, а ямы копали для всех, которых в тот день хоронили.
Некому было нести мертвых, хотя и недалеко кладбище. Народ боялся приходить на мошкары. И это издавна был твердый неписаный закон: собраться в хижине, где лежал мертвый, помыть руки, выпить погар вина или паленки и спеть «Вечная память»…
Когда люди сходились на мошкары, то шла беседа за «белую госпожу». Так называли холеру, потому такой слух разошелся, что холера ходит в виде женщины, одета с ног до головы в белое платье. И «Белая дама» ходила по ночам от хижины к хижине, и доста ей взглянуть в окно — к утру в той хижине все лежат мертвые …
Некоторые люди под божбу, под присягу утверждали, что они видели «белую госпожу» своими собственными глазами.
И жил в Стребичеве человек на прозвище Ковбин Иван. Хлопище порядочный, широкий в плечах, как двери, высокий к крыше, и сила огромна. Может, предок нынешних Ковбинов.
Где надо было нести мертвеца на кладбище, Иван готов был все, а когда не было друга, то и сам взвалил на плечи мертвого и сам понес. Как выпил было две-три погары паленки, то все проклинал «белую госпожу», потому что очень сердился на нее: посекла его детей.
Люди со страхом просят:
— Иван, не вспоминай ее, исчезла бы… Не надо черта рисовать на стене, потому что действительно появится …
А Ковбин видит, что люди трясутся перед холерой, и еще хуже ругает ее:
— Ой, как бы раз уяснить «белую госпожу», я бы ей дал духа! Пошла бы она с Стребичева без «будьте здоровы».
Раз умер и Ковбинов кум, за ним его дети, осталась кума сама. И как надо было нести мертвецов на кладбище, а люди медлили, Иван, не долго думая, взял кума на себя и стал с ним вплоть круг ямы на кладбище. А дальше поносил и крестников и помог землекопов закопать всех.
Когда они вернулись с кладбища на мошкары, вторая челядь разошлась по домам. Сели двое из бохтар — а это был очень пугливый человек — за стол, кума-вдова положила закуску и бутылку с паленкой. Ковбин махнул погар того божьего дара, а дальше второй и третий, развязался ему язык и начал честовать «белую госпожу»:
— Сякая… так, псы бы ее кровь лакали! Если бы я ее увидив …
Кума и бохтар из страха аж зубами стучали.
— «Белая пани», — зашептал и показывает рукой на двери.
Ковбин посмотрел туда и действительно увидел высокую худую женщину в белом платье с ног до головы. Закричал таким страшным голосом, что даже люди выбежали из домов, а сам вскочил, выломал круга — и за «барыней»! .. А та стояла, стояла, а как то увидели, что сие не фигли — под себя ноги! Начала бежать на поле. Ковбин за ней.
Бежали, бежали до болота, в пропасть. В это болотце нагнал Ковбин холерой — «белую госпожу».
Вернулся по шею мокрый, потому что вскочил за ней в болото.
— Да хотя бы ее два-три раза сим кругом погостил, — жаловался.
На второй день люди, как обычно, звидають один другого:
— Но и этой ночью килька отсекли?
— Что-то не слышно … Никто не умер этой ночью.
И третий, и четвертый день без мошкары …
Народ пришел. Люди поверили, что Ковбин нагнал холеру в болото, и там утопилась.
И так ся переказка шла от дедов к внукам, от поколения к поколению, как Ковбин холеру прогнал с Стребичова. А болотце и теперь называется Белое, потому что здесь утонула «Белая дама».
Айбо НЕ погибшая холера в болотце. Через некоторое время была тишина, покой, а раз лем появилась вновь. Начали люди умирать, но уже не в Стребичови, а в Горонде.
Значит, «Белая дама» перешла в соседнее село и там хозяйничала.
А Ковбин жил спокойно в Стребичеве, и народ очень уважал его, потому слободив деревню от большой беды, спас жизнь многим душам.
Отзывы о нас